ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ АВРААМИЕВА БОГОЯВЛЕНКОГО МОНАСТЫРЯ В РОСТОВЕ ВЕЛИКОМ
Икона Преподобный Авраамий Ростовский cвергает идола Велеса


Авраамиев Ростовский в честь Богоявления женский монастырь в г. Ростове Ярославской области близ озера Неро
Согласно житию преподобного Авраамия Ростовского, монастырь был основан святым на месте языческого капища. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1261 г., под которым обитель упоминается в Лаврентьевской летописи. Иные сведения об основании монастыря и о его постройках существуют с XVI в. Со времени основания в монастыре было введено архимандритское правление, среди архимандритов обители были будущие Ростовские архиереи святой епископ Игнатий († 1288), святой митрополит Иона (Сисоевич) († 1690). Архимандрития была сохранена и после введения штатов в 1764 г., по которым необщежительный Авраамиев Ростовский монастырь был отнесен ко 2-му классу.
Первые сведения о строительстве в монастыре относятся к XVI в. и связаны с возведением каменного собора в честь Богоявления. Этот храм, созданный, согласно описи нач. XVII в., около 1554/55 г., может считаться одним из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого царем Иоанном IV Васильевичем после взятия Казани (1552).
Богоявленский собор является одним из первых многопрестольных храмов сер. XVI в., в которых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей. К пятиглавому четырехстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкают объемы приделов: у юго-востока угла собора шатровый храм преподобного Авраамия Ростовского, у юго-запада церковь-колокольня апостола Иоанна Богослова, у северо-запада- бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна Грозного.
Композиционное построение памятника связано с тенденциями, присущими столичному зодчеству, однако характер декора, особенности конструкции ставят его в ряд произведений ростовской школы сережины XVI в. Высокие барабаны, горизонтальные пояса, разделяющие фасады на регистры, говорят о влиянии архитектурных черт Успенского собора в Ростове.
Богоявленский собор связан также со строительством храмов над мощами «новых» чудотворцев, канонизированных на Соборах 1547-1549 гг.
Мощи преподобного Авраамия Ростовского находились до закрытия монастыря на северной стороне Авраамиевского придела, а в настоящее время почивают в Спасо-Яковлевском Димитриевском мужском монастырере.
Рядом с мощами хранилась другая святыня обители — крест преподобного Авраамия Ростовского, который, как полагают, служил навершием трости, принадлежавшей преподобному. К 2000 г. надгробные пелены XVI и XVII вв. и крест преподобного Авраамия находятся в ГМЗРК, сама же чудотворная трость хранится в ГММК. Местонахождение серебряных рак XVIII в. и 1861 г. неизвестно, в музее сохранились только их фрагменты.
Остальные постройки монастыря долгое время оставались деревянными. В селе Богослов на реке Ишне, на месте чудесного явления апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию, в 1689 г. была выстроена деревянная церковь во имя апостола Иоанна Богослова, в которой служила монастырская братия.
К 1685/86 г. в обители была построена каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковь святого Николая Чудотворца; в 1-й трети XIX в. оба храма были перестроены.
Авраамиев монастырь сильно пострадал от нашествия польских войск в Смутное время, однако благодаря вкладам царя Михаила Феодоровича и членов царской семьи в XVII-XVIII вв. наблюдался рост его экономического благосостояния. Согласно писцовым книгам 1626 и 1627 гг., к обители были приписаны близлежащие вотчины: Денисова, Боброва и Локтева пустоши, Манатьин стан. Межевые книги 1674 и 1677 гг. свидетельствуют о принадлежности монастырю земель в Сотемском, Холмецком Себинском, Никитском станах Епифанского и Переславского уездов.
Накануне реформы 1764 г., по описи 1744 г., к обители был приписан 291 двор, число монастырских крестьян составляло 1430 человек.
С XVIII в. в монастырере почиталась память Афанасия (Стахия), юродивого Ростовского, и старца Пимена Затворника, подвизавшихся в обители в XVII в. В кон. XVIII в. над их могилами ростовским купцом Н. Хлебниковым была воздвигнута часовня, в которой с середине XIX века совершались ежедневные панихиды и находились иконные изображения подвижников. В этой часовне хранились и вериги старцев — железный камзол и две гири, местонахождение которых неизвестно. Часовня была разобрана к 1930 г.
В 1914 г. на территорию Авраамиева монастыря были временно переведены Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище, а насельники Авраамиева монастыря переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.
Сведения по истории обители в 1917-1923 гг. скудны. После 1918 г. у насельниц были конфискованы весь сельскохозяйственный инвентарь, скот. В 1919 г. здесь проживало 15 мантийных и 36 рясофорных монахинь, 36 послушниц. Обязанности настоятельницы исполняла казначея монахиня Ксения. В 1923 г. в Авраамиев монастырь прихожане окрестных слобод организовали религиозную общину (около 100 человек), первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). Согласно уставу общины, она создавалась «на началах сохранения догматической целости и чистоты Вселенской православной Церкви, возглавляемой преемственной от св. апостолов иерархиею» (РФ ГА Ярославской обл. Ф. Р-148. Оп. 1. № 41. Л. 2-4).
3 марта 1926 г. здания Авраамиева монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована (РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. № 53. Л. 63). После ее закрытия духовенство, окормлявшее членов общины,- архимандрит Сергий (Озеров), иером. Павел (Баляба), диакок Онисим Слинько — служило в Успенском соборе г. Ростова. Дальнейшая их судьба неизвестна. По воспоминаниям современников, после прекращения богослужений в монастыре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафия и Трифена, духовно окормлявшиеся архимандрит Симеоном (Филипповым) из ростовского Петровского монастыря. Монахиня Маргарита прожила в бывшем монастыре до кон. XX в., остальные сестры были репрессированы.
С 1919 г. помещения настоятельского, братского корпусов и 1-го этажа Введенского храма, а с 1925 г.- трапезной, пристроенной к настоятельскому корпусу, занимали разнообразные жилищные конторы Ростова. В некоторых зданиях были устроены жилые помещения для работников фабрики «Рольма», в настоятельском корпусе недолгое время размещалась тюрьма. Кроме того, комитет социального обеспечения разрешил реквизировать в Авраамиевом монастыре помещения для детских яслей — Введенский храм. Вероятно, в 1919 г. в нем прекратились богослужения.
В 1929 г. была разобрана монастырская ограда, снесено кладбище, на месте которого планировалось разбить сквер. По инвентарной книге бюро технической инвентаризации, 2-й этаж Введенского храма в 1961 г. занимал санаторий отдела здравоохранения Ростовского горисполкома. Согласно той же книге, в 1967-1988 гг. Богоявленский собор и Введенский храм занимал ГМЗРК. Храм Иоанна Богослова, а также иконы из его иконостаса в селе Богослов в 2000 г. принадлежали ГМЗРК.
В 1993 г. в Авраамиевом монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 г. в Патриаршее подворье. Обязанности настоятеля подворья исполняет настоятель храма Нерукотворного образа протоирей Вячеслав Савиных.
В 2000 г. храмы и корпуса Авраамиева монастыря находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской области и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование. 16 декабря 1994 г. состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в котором начались регулярные богослужения.
С 1995 г. трудами насельников подворья началось восстановление Богоявленского собора, с 1996 г. настоятельского корпуса и других зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов.
Богоявленский Авраамиев женский монастырь в Ростове Великом, является одним из древнейших монастырей не только Ярославской епархии, но и в России
Основание Авраамиева храма совпадает с основанием древней обители Киева и обители Великого Новгорода и совпадает по времени распространения христианской веры и благочестия на Руси.
История нахождения монастыря безусловно связана с историей Авраамия, когда он сверг идола «Велеса», что сыграло немалую роль в общей жизни и истории Великого Ростова.
В Великом Ростове в то время значились слободки: Петровская, Богоявленская и Квасоварная. На месте Богоявленской слободки потомок святого царевича Петра — Игнатий Юрьевич в 1332 г. дал пир войскам татарского хана Ахмыла дабы этим помочь избавить Ростову и монастырю от уничтожения и разорения.
Само место, где сегодня находится Авраамиев женский монастырь называлось в древности «Чудским концом».
Древнейшими коренными жителями были финно-угорские племена меря. Они тогда еще не знали Бога, были язычниками и поклонялись идолам. Самым известным, славившийся своим угнетением и наводившим страх, был идол «Велес», стоявший на Чудском конце и почитавшийся местными язычниками покровителем торговли и богатства.
По свидетельству летописцев, в идоле «Велесе» «сосредотачивалась вся сила и все демонское обольщение».
Корни представлений о идоле «Велесе» ведут к медвежьему культу, распространенному у мери. По сути, этот идол сходен образу демона «Ваала» из ведийской мифологии — значился как пожиратель скота.
В Ростове Великом вплоть до XIX века была поговорка: «Он зол, как идол Велес». По преданиям летописцев идол «Велес» был деревянный, сделан из дуба и стоял на большом каменном подножии. Внутри дубовой статуи «Велеса» стояла лестница, по которой жрец вбирался в голову, она была пуста, разжигал там огонь или жег в голове разные смолистые вещества, чтобы изо рта, ушей и глаз шел дым. Идолу поклонялись, он пользоваться популярностью также у славянского населения, обитавшего в этом регионе.
Много трудов в Ростовском крае было положено святыми и проповедниками веры христианской чтобы люди поверили в Бога. Язычники «Велеса» были крайне упорными и не хотели воспринимать учения Иисуса Христа.
Доказательством тому служит несколько обстоятельств:
Первые греческий епископ Феодор не добились здесь почти никакого результата. О нем говорится, что он построил Церковь во имя пресвятой Богородицы, но ростовцев не смог привести «в совершенное богопознание и благоверие христианское, досады же и гонения от них не стерпев, бежа во греки паки».
Второй, тоже греческий епископ Илларион ушел за Федором по той же причине, он не смог привести к богопознанию.
Третий епископ святой Леонтий принял от язычников мученическую кончину, хотя его труды не были напрасны. Благодаря Леонтию и его преемнику святому Исайи многие ростовцы пришли к истинной вере в Иисуса Христа. «Чудской конец» упорно продолжал поклоняться своему идолу «Велес», и всемогущим просветителем истинной веры в Бога явился святой преподобный Авраамий Ростовский.

Основание Богоявленского Авраамиева монастыря
Богоявленский Авраамиев монастырь в Ростове Великом, что в Ярославской области, считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и берет начало свое с 990 года.
Его основатель, преподобный Авраамий, явился в Ростов с проповедью во дни ростовского князя Бориса и действовал при первом Ростовском епископе Феодорите и его преемнике Илларионе.
Если говорить о времени основания монастыря, то датируется это время 1080 годом, так как преп. Авраамий прожил в обители примерно 30 лет, а преставился около 1110 года.
О состоянии обители и ее насельниках вплоть до времени царствования Иоанна Грозного почти ничего не известно. Можно только предполагать, что первый и единственный в то время в Ростове и Ростовском крае монастырь, расположенный на месте прежнего любимого и чтимого народом «Велесова» капища, должен был встретить со стороны язычников озлобление и ненависть.
В житии преподобного Авраамия Ростовского упоминается о том, что ростовцы не раз намеревались разорить и сжечь обитель и только молитвы основателя и насельников монастыря, да благодать Божия сохраняли обитель в безопасности.
Из жизнеописания преподобного Авраамия известно, что когда он поселился близ Ростова, на Чудском конце города находился бездушный истукан «Велеса», почитавшимся местными язычниками за покровителя торговли и богатства, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного
идола.
В октябре 1553 года Государь Иоанн Васильевич посетил Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Этому монастырю Царь еще прежде пожаловал денежное подаяние на устройство каменного главного храма во имя Богоявления Господня.
Храм был освящен 2 октября 1553 года в присутствии Государя. В монастырских записях при этом замечено: «Грозный Царь, по совершении Церковного торжества, в знамение упования Своего на высшую помощь в преодолении врагов, взял жезл, хранящийся в монастыре от времен преподобного Авраамия».
Что же это был за жезл, посох, привлекший внимание самого Царя?
Посох святого преподобного Авраамия стал жезлом Грозного для врагов России Царя, был послан на Русскую землю Самим Господом через Его любимого ученика Иоанна Богослова.
Ростов. Авраамиев Богоявленский женский монастырь


Своей благоустроенностью обитель могла привлекать и различных лихих людей, живших разбоем и за чужой счет. До наших дней дошло довольно интересное в этом отношении предание, связанное с именем архимандрита Прохора, преемника преподобного Авраамия.
В одной из монастырских рукописей говорится, что в 1118 году случилось нападение на монастырь «новгородских ушкуйников». Иноки, разбуженные среди ночи раздавшимся внезапно шумом, увидали приближающуюся к обители шайку грабителей и донесли архимандриту. Тот приказал идти в церковь и стать на молитву. На утро жители Ростова увидели перед стенами Монастыря человек 30, которые стоят на одном месте, быстро двигая ногами как бы спешно куда-то идут. При этом они смотрели только на монастырь и вокруг ничего не замечали. Вышел архимандрит Прохор с крестом в руках, сопровождаемый братией и, осенив крестом разбойников, спросил у них о причине их прихода. Те с прерывающимся от страха голосом рассказали, что они шли к монастырю с целью грабежа и перед стенами вдруг на них нашло какое-то ослепление, так что, видя стены монастыря, не могли к ним приблизиться, несмотря на то, что шли очень быстро. Когда им рассказали, что они шли, стоя на одном месте, те смутились и стали на коленях умолять настоятеля о прощении. Покаявшись, они поселились близ монастыря и, предавшись мирным занятиям, сделались впоследствии монастырскими и городскими квасоварами.
Жизнь обители тесно была связана с жизнью города и всей страны. Она вместе с ними благоденствовала во дни благополучия и тишины гражданской и разделяла горькую участь в несчастные эпохи пожаров, войн и других общественных бедствий. Так же, как и к городу, к монастырю не раз подходили вражеские войска, а так как он находился на окраине, то, как правило, первый и встречал врагов.
Известно, что в 1237 году Ростов был разграблен полчищами Батыя и частью сожжен, Авраамиев монастырь тоже изрядно пострадал. Известны также частые и жестокие битвы ростовцев с суздальцами и другими соседями, опустошавшими иногда весь Ростов со всеми его окрестностями. А пожаров, которые случались в те времена в Ростове, и вовсе не счесть.
Но не только нападкам со стороны упорных язычников и безрассудных грабителей подвергался Богоявленский монастырь. Одновременно с этим он пользовался и многой любовью со стороны боголюбивых христиан. Еще при жизни преподобный Авраамия число приходящих братии выросло настолько, что он вынужден был расширять пределы своего духовного вертограда.
На месте малой церкви в честь Богоявления Господня, он создал новый и больший размерами храм, украсив его иконами и учредив в нем стройное пение. Легко понять, какое высокое утешение находили в Богослужении посещавшие святую обитель, так боголепно устроенную.
Вместе с верой в обители получали и книжное образование, что давало возможность упражняться не только в благочестии, но и в чтении Священного Писания. Ростовские князья, видя на деле пользу устроенной преподобным Авраамием обители, давали многие вклады на монастырское строение и жалованные грамоты на владение в разных местах селами и землями. К сожалению, ни одна из древних грамот, данных монастырю, не сохранились до нашего времени, но что такие грамоты были дарованы о том, кроме жития, есть указания в официальных свитках XVI-XVII веков. Именно с этого времени встречаются уже более определенные и достоверные сведения об истории монастыря. Одной из причин отсутствия архивных данных о монастыре является случившийся в 1730 году пожар. Он возник в городе, в самом его центре, но распространился настолько, что пострадал не только Кремль, но и огромное количество церквей и дворов за городом. В огне сгорели почти все без остатка бумаги, указы и летописные записи Богоявленского монастыря.
В начале XVII века, в период смутного времени, к городу подходили поляки, литовцы. Как и в других городах нашлись среди горожан такие, которые присоединились ко врагам и такие, которые убежали спасаться в Ярославль. Лишь немногие остались с Ростовским митрополитом Филаретом (родоначальником династии Романовых). Вследствие предательства предан огню и мечу почти весь город, начиная с западной его окраины и до Кремля. Но что удивительно Богоявленский монастырь, стоящий на восточной окраине, по счастливому стечению обстоятельств практически не пострадал, И лишь позже он был разграблен воеводой Матвеемя Плещеевым, присланным Сапегой в Ростов. Но, обладая к тому времени значительными земельными владениями, монастырь скоро оправился, отстроив вновь свои храмы и жилые корпуса. К тому времени в Авраамиево-Богоявленском монастыре было уже два храма.

Храмы Авраамиева монастыря:
1. Собор Богоявления Господня;
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы;
3. Церковь Николая Чудотворца;
Другие постройки Авраамиева монастыря:
4. Башни старой ограды;
5. Настоятельский корпус с трапезной(XIX в.);
6. Монастырский корпус;
7. Некрополь;
8. Металлическая ограда;
9. Ворота ограды;
10. Пруд.
Храм, в котором крестилось много обращенных, был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня.
Рядом с храмом преподобный Авраамий «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь.
Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукова (1176 — 1212) и тогда же установлено было праздновать память его 29 октября.
Считается, что служба преподобному Авраамию составлена была только в XV веке на основе службы преподобному Сергию, игумену радонежскому. Так случилось, что вопреки хронологии, преподобный Сергий Радонежский (первый преподобный Московской земли) оказал влияние на почитание преподобного Араамия (первого преподобного Ростовской земли), в монастырь которого сам ходил еще будучи ребенком. Очевидно, служба преподобному Авраамию, составленная на основе службы преподобному Сергию, оказала влияние и на иконографию Ростовского архимандрита. Согласно иконографическому описанию в иконописных подлинниках у преподобного Авраамия «власы наджелты, брада Сергиева, ризы преподобнические».
Одно из ранних изображений преподобного Авраамия Ростовского сохранилось в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля и датируется XVI веком. С этого времени во всех иконах избранных Ростовских чудотворцев можно видеть образ преподобного Авраамия.
Сохранились и две житийные иконы Преподобного, находящиеся ныне в Ростовском музее. В житийной иконе середины XVII века в среднике преподобный представлен как попирающий крестом беса, а состав клейм соответствует тексту Жития первой редакции. На иконе первой трети XVIII века сюжеты клейм и надписи на них восходят к Житию третьей редакции.
В Ростовском кремле, в церкви святого Иоанна Богослова, сохранились настенные росписи со сценами жития преподобного Авраамия, выполненные в 1683 году ярославскими мастерами. Впрочем, изображения преподобного Авраамия Ростовского в лицевом шитье несколько отличаются от его иконных образов.
Надгробные покровы с изображением святого Авраамия свидетельствуют о том, что здесь сохраняются некоторые портретные черты праведника.
Известны три надгробных покрова преподобного Авраамия:
Покров, созданный в середине XVI века в мастерской царицы Анастасии Романовны, был вложен на молитвенную память царем Иоанном Грозным в Авраамиеву обитель;
Покров 1642-1649 годов выполнен в Строгановских мастерских и является вкладом Андрея Строганова, принявшего иноческий постриг с именем Авраамий. Эти два покрова экспонируются в Ростовском музее.
Покров 1592 года, выполненный в Годуновских мастерских, в начале XX века хранился во Флоренции. Дальнейшая судьба его неизвестна.
Храмы Авраамиева монастыря в Ростове Великом
Богоявленский собор
Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преподобным Авраамием около 1080 года.
Первоначально он был построен деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость святого Иоанна Богослова, сокрушившую некогда преподобным Авраамием идола «Велеса» и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами.
По другой версии жезл царем был взят при освящении храма, когда Казань была уже завоевана, и он с этим жезлом ходил покорять Астраханское царство. Как бы то ни было, но после победы над Казанью архимандрит Иоаким II повелением царя и на его средства заложил в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма «церковь каменну с четырьма приделама».
В посвящении же приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой святому апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий — покровителю самого царя – святому пророку Иоанну Предтече. Четвертый придел, как считается, был посвящен Введению Божией Матери. Упразднен вместе с построением Сдельного храма в честь этого праздника. Место же его нахождения нет возможности определить, так как от его не осталось никаких следов.
Никольский собор
Еще до строительства каменного Богоявленского Собора в монастыре уже вероятно существовал другой деревянный храм с трапезной во имя св. Николая Мирликийского чудотворца. Во всяком случае, из монастырской описи (составленной в 1629-1630 годах) говорится, что кроме Богоявленского на монастыре был «другой храм с трапезою Николы Чудотворца древян… да келья архимандричья, да десять келий братских, а в них живут двадцать семь братов черноризцев, да четыре кельи пустых, да хлебня, да поварня да ледник, да три житницы, да изба воротняя.. и ограда деревянная».
Сегодня дорога, ведущая к монастырю, прямо «упирается» в надвратную Никольскую церковь с двумя фланкирующими башнями по сторонам. Башни сохранились от первоначальной постройки 1691 года.
Каменная же церковь построенная вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых в 1685 году и сильно пострадавшая от пожаров 1730 и 1826 годов, была перестроена под руководством архитектора П.Я. Панькова в период с 1826 по 1837 годы.
В это же время возведена и колокольня в стиле классицизма, а на западном фасаде сооружен классический портик. В настоящее время в Никольском храме совершаются все монастырские богослужения.
Храм во имя святого апостола Иоанна Богослова
Издревле Авраамиеву монастырю принадлежал еще храм во имя святого Иоанна Богослова, построенный препеподобным Авраамием на месте, где произошла его чудесная встреча со святым апостолом.
Здесь же была монастырская вотчина, расположенная на берегах реки Ишни, что подтверждает грамота царя Феодора Иоанновича 1587 года.
В самых древних документах (начало XVII века) это место называется деревней Богословской, то есть селением, не имеющим храма.
Вероятно, в смутное время храм сгорел, как и многие ростовские храмы той поры и только в 1642 году монастырские власти его возобновили. Назывался он «клетским», то есть достаточно простым, а тот, который мы видим сегодня, был построен в 1687 году и представляет собой редкий памятник древней красоты.
После реформы монастырского землевладения этот храм был приходским, точнее сказать, приписным.
На рубеже XIX-XX веков к нему стали проявлять интерес как к выдающемуся памятнику старины. Здесь работал над историческими полотнами художник В.В. Верещагин.
В 1913 году этот храм посетили царственные страстотерпцы: царь Николай II, царица Александра и их дети, на что до сих пор указывает мраморная табличка. А в одной ростовской семье даже хранится памятный крест, подаренный Государем старосте Богословского храма.
Сейчас храм находится в ведении Ростовского музея, и церковные службы там бывают только дважды в год, в дни памяти святого Иоанна Богослова.

Введенский собор
Третий монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля.
Этот храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине был построен им в 1650 году. Замечательно, что именно с него началось возрождение каменного строительства в Ростове после многолетнего перерыва, вызванного эпохой смуты начала XVII века. Впрочем, первоначальный облик храма практически не сохранился. Особенно капитально он был видоизменен в 1802 году, когда ему придали черты провинциального классицизма.
В связи с этой перестройкой многие элементы древней архитектуры были уничтожены настолько, что он утратил значение памятника XVIII века.
По некоторым данным Введенская церковь имела весьма своеобразную конструкцию, представляя собой одностолпную палату, очень похожую на многочисленные трапезные палаты того времени.
Покрытие представляло собой двускатную кровлю с полицами, конек которой был сориентирован по оси восток-запад. Барабан с главой церкви, видимо, опирался на центральный ее столб. До 1802 года на второй этаж храма вело крыльцо, которое впоследствии было разобрано.
Некоторыми своими деталями Введенский храм перекликался со стоящим рядом Богоявленским собором, составляя с ним когда-то единый ансамбль, и даже соединялся переходами.
Сейчас этот храм тоже пребывает в чрезвычайно аварийном состоянии и требует срочной реставрации.
Возведенный почти одновременно с московским собором Покрова на Рву более известным под названием собора Василия Блаженного (1555-1560 гг.), Богоявленский собор своей усложненной композицией и некоторыми архитектурными деталями обнаруживает родство с этим замечательным памятником зодчества.
Считается, что главным образцом, на который ориентировались зодчие при формировании интерьера Богоявленского собора, является ростовский Успенский собор начала XVI века. Именно от Успенского собора Богоявленский унаследовал высотное соотношение между основным объемом и апсидами, а также — между арками угловых компартиментов и подпружными арками центрального барабана, двухъярусное расположение оконных проемов, крестчатую форму столпов и оформление барабанов карнизами. При этом упомянутый образец в большинстве своих элементов подвергся существенному упрощению. Тем не менее, монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века.
Придел Усекновения главы святого Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников московского зодчества. А над приделом святого Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню. И хотя с течением времени Богоявленский собор всячески перестраивался, так что от прежней архитектуры мало что осталось, в особенности были изменены главы, где место первоначальных шлемов заняли массивные чешуйчатые луковицы, по утверждению специалистов, Богоявленский собор является одним из высших достижений ростовской школы зодчества конца XV-XVI веков.
В XVIII веке стены основного помещения, а так же придела преподобного Авраамия и папертей были искусно расписаны мастерами. Эта настенная роспись датируется 1736 годом. Во всяком случае, во вкладной книге монастыря говорится так: «1736 году августа в 5 день Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Подмонастырской слободы закройщика Алексея дети ево Егор да Иван Алексеевич Пахоловы приложили в вышеписанную обитель по своему обещанию ризы камчатые… Да они же Егор да Иван в соборной церкви Богоявления Господня стены письмом написали левую, столп и левой стены окно. При архимандрите Гаврииле…». Впрочем, древняя роспись была записана живописью еще в конце XIX века, в настоятельство архимандритов Нафанаила.
В настоящее время Собор находится в страшном аварийном состоянии. Стенопись папертей фактически утрачена (на южной стене южной паперти сохранились фрагменты композиций, позволяющие определить их сюжеты, на западной паперти это уже невозможно). Не сохранились и наружные росписи. Живопись придела Авраамия сильно пострадала от атмосферных воздействий.
В самом Соборе сохранность росписи также неполная, но количество утрат не столь велико. Наибольшие утраты имеются в верхней части храма. Не сохранилась живопись трех малых куполов, в северном рукаве креста обрушилась часть свода, выпала часть кирпичей в замке арки между северо-западным столпом и северной стеной. Остальные повреждения представляют собой трещины в штукатурке и кладке, выпады штукатурки и осыпи красочного слоя. Наибольшее количество их имеется на стенах алтарной, апсиды и на западной стене. Но самое страшное даже не это, а то, что разрушаются сами стены Собора. Кирпичная кладка его сводов и подпружных арок сильно деформирована и местами обрушилась. И хотя в 1960-1970е годы были проведены некоторые реставрационные работы, этого оказалось настолько недостаточно, что Собору в скором времени грозит полное разрушение.

Архивные материалы:
РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. Ед. хр. 53. Л. 63, 70, 472; ед. хр. 69 А. Л. 332-335; ф. Р-9. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 19; ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 152 об.; ф. Р-158. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 11, 12, 17, 15-22, 25, 54; ед. хр. 5. Л. 84; ед. хр. 41. Л. 2-4;
Архив Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» (ГМЗРК). А-110. Л. 3, 50; А-110. Л. 143; А-128. Л. 5 об.; БТИ г. Ростова. Инвентарная книга по домовладению ул. Желябовская, 32.
Литература: Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862;
Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894;
Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции // Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47;
Баниге В. С., Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века) // Краткие сообщения Института археологии АН. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126;
Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в. // История и культура Ростовской земли // Тезисы докладов научной конференции.
Ростов, 1991. С. 21-23; он же. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины — второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья. М., 1993;
Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1992. С. 174-198; он же. Первоначальный интерьер Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1992. Вып. 2. С. 71-79;
Виденеева А. Е. К послереволюционной истории ростовского Успенского собора // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1993. Вып. 3. С. 69 (прим.);
Пуцко В. Г. Крест прп. Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли 1994. Ростов, 1995. С. 96-104;
Вахрина А. П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1995. Вып. 8. С. 113-128;
Третьякова А. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства. Исследования молодых // Сб. научных работ аспирантов НИИ РАХ. М., 1997. С. 153-163.