Авраамиев Богоявленский женский монастырь

Авраамиев Богоявленский женский монастырь

Авраамиев Богоявленский женский монастырь

В РОСТОВЕ ВЕЛИКОМ ЖЕЛАЕТ ПОБЫВАТЬ КАЖДЫЙ

 

Кто был в Ростове, непременно побывал в Авраамиевом женском монастыре, который расположен на озере «Неро», ощутив на себе благодать намоленного места.

 

Это самое намоленное место, после Кремля в Москве.

 

Вас непременно потянет обратно сюда за теми невидимыми ощущениями благодати, которые можно получить лишь в этом благодатном месте. 

 

Авраамиев монастырь ежегодно, во все времена гола, посещают множество паломников и туристов, которые называют место родным, к которому тянет в каждый момент слабости или грусти, поэтому люди приезжают хотя бы раз в год.  

 

Безусловно у все людей место вызывает различные чувства, но каждый обретает здесь что-то новое – в меру глубины восприятий мира и высоты своей души. А кто-то просто довольствуется внешними красотами и впечатлениями, приезжают погулять по Ростову Великому, искупаться в озере Неро и ощутить подлинную благодать этого чудодейственного места.

 

В России много красивых и благодатных мест, Авраамиев монастырь славиться историческим наследием Руси, которое непременно нужно передавать молодежи, дабы сохранить историю    появления и распространения веры в Бога на Руси. 

МОНАСТЫРИ ЯРОСЛАВСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Россия, 15150, Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, 32.  подробнее

Режим работы: Богослужения в обители совершаются ежедневно:

Утреннее богослужение — 6.00
Божественная литургия — 8.30
Вечернее богослужение — 17.00

+7 999 095-50-33
Тех. поддержка
monrostov.ru@mail.ru  

Адрес: 152850, Ярославская область, Пошехонский район, деревня Адрианова слобода

E-mail: colpikova.sweta@yandex.ru

Настоятель — игумен Платон (Шуняев).

 

Пошехонский Свято-Успенский Адрианов монастырь расположен в деревне Адрианова Слобода, в шести километрах от города Пошехонье в Ярославской области. Обитель была основана в 1540 году учеником преподобного Корнилия Комельского преподобномучеником Адрианом. Память этого святого угодника Божия, прославившего Пошехонский край своими духовными подвигами, празднуется 18 марта, в день его мученической гибели, 2 декабря, в день обретения мощей, и 5 июня, в день празднования в честь Собора Ростово-Ярославских святых.

 

По преданию, преподобный Адриан родился в начале XV столетия в Ростове Великом, от благочестивых родителей Григория и Ирины. Отрок всей душой стремился к Церкви Христовой. Он не раз слышал о высокой подвижнической жизни преподобного Корнилия Комельского, который в юном возрасте принял монашеский постриг в обители преподобного Кирилла Белоезерского, ученика Преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Корнилий основал в Комельском лесу монастырь со строжайшим даже для того времени иноческим уставом. К этому подвижнику высокой духовной жизни и отправился молодой Адриан.

 

В летописи Корнилиева монастыря говорится о том, что в обители было много мастеров, строителей и иконописцев. Именно здесь преподобный Адриан научился иконописи. Известно также, что он был рукоположен во иеродиакона.

 

Преподобный Корнилий Комельский воспитал много мужей высокой духовной жизни, некоторые из которых сами впоследствии стали основателями святых обителей. Таковы преподобные Кассиан и Лаврентий, игумены Комельские, преподобные Иродион Илоезерский, Симон Сойгинский, Геннадий Любимский, Филипп Ирапский, Зосима Ворбозомский. Он завещал преподобному Лаврентию, ставшему позднее игуменом монастыря, отпускать тех учеников, которые сами захотят основать святую обитель.

 

Через три года после смерти преподобного Корнилия иеродиакон Адриан возжелал уйти из Корнилиева монастыря в пустынное место и основать там обитель во имя Пресвятой Богородицы. Однако он не знал, как осуществить свой замысел. Но Господь помог преподобному исполнить его. Однажды в монастырь пришел никому не ведомый черноризец благолепного вида по имени Безтуж. Встретив старца в храме, преподобный Адриан пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-то на пользу душевную. Старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Божией Матери.

 

Преподобный Адриан немедленно отправился к игумену Лаврентию и испросил его благословения на уход из обители. Игумен Лаврентий благословил преподобного Адриана с пожилым послушником Леонидом, которого тот взял с собой на сугубое подвижничество. Прощаясь с братией, преподобный Адриан приложился ко гробу своего наставника, преподобного Корнилия, и вместе с послушником Леонидом и черноризцем Безтужем отправился в Пошехонские пределы. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери.

 

Под праздник Воздвижения Креста Господня, 13 сентября 1540 года, в дремучем лесу, в пяти верстах от теперешнего города Пошехонья, старец Безтуж стал невидим для своих спутников, пораженных благоговейным изумлением, а лес огласился таинственным звоном невидимых колоколов. Тогда иноки поместили святую икону на высоком дубе на берегу речки, а сами пошли искать место, подходящее для отшельнической жизни. В то время к берегу причалили рыбаки и удивились, увидев святую икону. Один из них хотел ее снять, но был отброшен чудесной силой. Придя в себя, он сказал, что видел старца, запретившего ему трогать святую икону. Тогда рыбаки решили удалиться с того места, но оставили под деревом хлеб и пойманную рыбу. А подвижники, вернувшись, возблагодарили Бога и его Пречистую Матерь за попечение о них. Они поняли, что это и есть указанное им место.

 

Три года прожили преподобный Адриан и преподобный Леонид в лесу, вознося Господу горячие молитвы, терпя нужду и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения. Прежде всего они отправились в Москву, к митрополиту Московскому Макарию, испросить благословения на основание в Пошехонской стороне, на реке Ветхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери.

 

Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь в пяти верстах от города Пошехонья и вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во иеромонаха и возвел в сан игумена. В Москве пошехонские пустынники нашли щедрых благотворителей, которые, видя их дерзновение, подали обильные пожертвования на возведение храма. Вернувшись в свою пустынь 31 мая 1543 года, игумен Адриан заложил деревянную церковь с трапезой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству обители и начал созывать в неё боголюбивых людей.

 

Став игуменом, преподобный Адриан продолжал вести подвижническую жизнь и был во всем примером для братии. Он ввел строгий общежительный устав. Женщины совершенно не имели доступа в монастырь, поэтому его называли еще Северным Афоном. Помимо всех трудов игумен Адриан занимался и написанием икон, а когда желал предаться уединенной молитве, удалялся в чащу леса. За оградой монастыря, недалеко от реки Ветхи, преподобный Адриан своими руками ископал клодец, вода из которого приносила людям исцеление от болезней.

 

Через шесть лет после основания обители мирно почил о Господе старец Леонид († 1549), преподобный Адриан с братией погребли его. Братия к тому времени умножилась. В обители были построены три келлии для жительства и четвертая для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но в 1550 году, Великим постом, в ночь с 5 на 6 марта, в монастырь ворвались разбойники, которые схватили преподобного Адриана, после истязаний убили его, а затем приступили к грабежу.

 

Разбойники захватили с собой тело замученного ими игумена Адриана и, отвезя его за тридцать верст от обители, бросили в бочаг речки Ушломы. Злодеи намеревались на другой день сжечь тело преподобного на костре, но, придя на то место рано утром, они не нашли его. Благочестивый крестьянин, ставший потом священником, Исидор, с помощью соседей отвез тело мученика к ветхой церкви во имя пророка Илии и похоронил под полом храма, а рядом для приметы посадил рябину. Впоследствии храм окончательно разрушился, а у той рябины стали совершаться чудеса и исцеления. Затем на этом месте был выстроен Рябинин монастырь, приписанный к Адрианову.

 

После описанных событий прошло семьдесят лет. Адрианова пустынь продолжала существовать, однако не имела уже того благоустройства, какое было при ее основателе. За это время сменилось несколько настоятелей, о деятельности которых сохранилось очень мало сведений. Они известны, по большей части, лишь по именам, занесенным в монастырский синодик. Братия монастыря не переставали разыскивать тело преподобного Адриана, расспрашивая в окрестных селениях, где оно захоронено.

 

Наконец в 1626 году, при игумене Порфирии, сын Исидора, чувствуя приближение смертного часа, объявил на исповеди своему духовнику, что его отец, умирая, рассказал ему тайну погребения убиенного игумена Адриана. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Филарета 19 ноября 1626 года мощи преподобного Адриана были обретены и 17 декабря перенесены в основанный им монастырь. Их положили в гробницу и поставили в соборной Успенской церкви против правого клироса. При обретении и перенесении мощей преподобномученика Адриана совершилось много чудесных исцелений от различных недугов и болезней.

 

В начале XVII века в монастыре была возведена каменная двухэтажная пятиглавая теплая трапезная церковь в честь Богоявления Господня, однако время ее постройки достоверно не известно: в клировых ведомостях отчета за 1905 год указан 1615-й год. В ней был придел Рождества Пресвятой Богородицы.

 

В 1699 году все деревянные монастырские строения сгорели при пожаре. В 1700 году митрополит Ростовский и Ярославский Иоасаф (Лазаревич, † 1701) благословил возвести над святыми вратами деревянную церковь во имя святых Адриана и Наталии с приделом во имя преподобного Михаила Малеина.

 

В 1704 году по благословению святителя Димитрия Ростовского под руководством игумена Вассиана в обители была построена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1710 году началось строительство каменного Успенского собора, который был освящен в 1718 году. Через год в Успенском соборе был освящен придел преподобномученика Адриана, куда были перенесены его честные мощи, находившиеся ранее в Богоявленском храме. У юго-западного угла собора была возведена колокольня.

 

В конце XVIII века территория обители была обнесена каменной оградой с четырьмя башнями. По северной стене ограды, на месте погребов, в 1893 году был построен небольшой деревянный келейный корпус на каменном фундаменте.

 

В 1700 году обители принадлежало 369 дворов, а также приписная Троицкая (Ильинская) Рябинина пустынь, возникшая в начале XVII века на берегу реки Ухры, на месте первоначального захоронения преподобномученика Адриана Пошехонского. По описи 1744 года, число монастырских крестьян составляло 1486 человек. После введения штатов в 1764 году монастырь был отнесен к третьему классу с игуменским управлением.

 

В третьеклассном монастыре было положено содержание игумену, казначею, четырем иеромонахам, двум иеродиаконам и четырем послушникам. Оплачивалось содержание девяти служителям (прислуга). Но сохранившиеся в Ярославском архиве ведомости о монашествующих XIX – начала XX веков дают несколько другую картину. В иные годы число послушников сверх штата (или на испытании) едва ли не превышало число штатных насельников.

 

Сверхштатными насельниками были в основном молодые люди из духовного звания, по тем или иным причинам оставившие Духовные учебные заведения, чаще всего – Пошехонское Духовное училище. Некоторые переходили в штат обители, принимали постриг и даже рукополагались. Другие возвращались в мир приискивать место по духовному ведомству. Известно, что на заре своего становления, в 1810–1814 годах, Пошехонское Духовное училище располагалось в самом Адриановом монастыре. В монастыре же помещалось и Пошехонское Духовное правление (по крайней мере, по документам, с 1800 по 1854 год).

 

В 1820 году в братию монастыря поступил послушник Андрей, в монашестве Адриан, названный впоследствии Адрианом Югским, ставший почитаемым старцем и прославивший Адрианов монастырь. В 1840-е годы отец Адриан духовно окормлял множество приходивших к нему паломников разного звания. Тщанием его была устроена гостиница для богомольцев и возобновлен целебный колодезь преподобного Адриана. Оставив хозяйственные попечения и погрузившись целиком в молитву, он глубоко проникал в духовные нужды народа. Во избежание всякой славы он принял на себя подвиг юродства. Прожив тридцать лет в обители, отец Адриан вынужден был удалиться в Югскую пустынь близ Рыбинска, поскольку новый настоятель, не понимая смысла подвижничества старца и поддаваясь наветам завистников, стал чинить препятствия его встречам с духовными чадами.

 

По благословению отца Адриана Югского окормляемое им сестричество впоследствии стало основой Рыбинского Софийского монастыря. Одна из подвижниц, духовная дочь отца Адриана монахиня Сергия, стала основательницей Леушинского монастыря (ныне затопленного) недалеко от Рыбинска, бывшего любимым детищем святого праведного Иоанна Кронштадтского. Последовательницы отца Адриана основали женский монастырь в Бежецке.

 

В 1888 году при монастыре была устроена церковноприходская школа, в которой в разные годы обучалось до 70 мальчиков и девочек. При монастыре имелся странноприимный дом, в котором находили приют и пропитание богомольцы и странники. Ежегодно совершались крестные ходы из обители в Пошехонье, главным образом связанные с перенесением чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы (самые значительные – с 21–24 июня по 1 августа и с 14 сентября по 1 октября).

 

В 1918 году монастырь был закрыт, в 1920–1930-х годах были разрушены Успенский собор и почти полностью Богоявленский храм. Иноков и послушников, избив, изгнали. Святые мощи были вынуты из раки и затоптаны. Вериги и игуменский посох преподобномученика Адриана богоборцы унесли с собой, захватив также древние иконы, среди которых были написанные и самим преподобным.

 

На монастырском кладбище был разбит огород. Из всех монастырских строений сохранились колокольня 1809 года с пристроенными к ней двумя корпусами, братский корпус с сенями и притвором Богоявленского храма, а также три каменных здания и хозяйственное помещение.

 

В 1960-х годах разобрали ограду и башни. К сожалению, в конце 1980-х годов каменные келлии стали частной собственностью, пришлось потратить очень много сил на возвращение их монастырю. Однако северный братский корпус всё еще обители не принадлежит.

 

В 2000 году Адрианову обитель вернули Русской Православной Церкви. Печальную картину представлял собой монастырь в то время. Половина построек оказались утраченными. В разрушенные здания был свален мусор, стены были пробиты, полы и потолки прогнили, а все монастырское имущество разграблено.

 

В таком положении увидели обитель игумения Дамиана (Латышева) и первые насельницы монастыря. С великой скорбью о поруганной святыне они приступили к ее восстановлению. Вначале не было ни света, ни отопления, ни инструментов. Начали с того, что стали очищать здания от мусора. Богослужение совершалось в сенях Богоявленского храма. Сестры обители побелили колокольню, отстроили летнюю кухню и зимнюю трапезную, выложили дорожку для крестного хода, устроили небольшие теплички. Святая обитель начала восставать из небытия. Сюда стали приезжать паломники из Ярославля, Москвы, Череповца, Вологды, Сергиева Посада, а также дети из воскресных школ Пошехонья и Рыбинска.

 

Осенью 2006 года решением Священного Синода Адрианов монастырь был преобразован в мужской, а исполняющим обязанности наместника назначен иеромонах Феодор (Казанов). В марте 2007 года наместником монастыря назначили иеромонаха Димитрия (Бурова).

 

В тридцати километрах от монастыря, в двух километрах от деревни Холмы, издавна бил источник, который называли «Иней». Вода в нем считалась целебной. В конце прошлого года он был освящен в честь преподобномученика Адриана и благоустроен: сооружены купель и навес, установлен крест.

 

Братии приходится заботиться о заготовке дров, обихаживать коров с телятами, в самом разгаре хлопоты с огородом: посадка овощей, картошки, потом прополка и полив – и так до сенокоса. Помощь здесь очень нужна. Рыбинские паломники обещали приехать снова – так им понравилось это чистое и тихое место. Спасибо им и за помощь продуктами из домашних кладовок.

 

Много работы и по благоустройству территории, которую нужно очищать от накопленного за долгие десятилетия хлама.

 

Сегодня в монастыре семь человек: наместник, трое иноков, два послушника и трудник. По мнению отца Димитрия, наилучшим было бы иметь 25 человек братии. Но он не спешит пополнять число насельников случайными людьми.

 

В обители с нетерпением ждут бригаду строителей. В прошлом году ими был оштукатурен весь колокольный комплекс, сделана новая крыша и все строительные работы внутри северного крыла. На очереди – сама колокольня с новым куполом, необходимо восстановить и алтарную часть Богоявленского храма. Богослужение до сих пор совершается в его притворе, который не может вместить большого числа молящихся. Братский (игуменский) корпус также нуждается в капитальном ремонте. Спасибо благотворителям, помогающим монастырю специалистами-строителями и материалами!

 

Надеемся на помощь в восстановлении монастыря ярославских и пошехонских уроженцев, оставивших родные пределы и трудящихся в промышленных и деловых центрах России. Надеемся, что не забыли они еще места, связанные с жизнью многих поколений их предков. Всегда рады людям, желающим потрудиться во славу Божию вдали от городского шума и суеты.

 

Свято-Успенский Адрианов мужской монастырь – единственный сохранившийся на территории Пошехонского района Ярославской области монастырский комплекс, включающий в себя ряд ценных памятников архитектуры XVIII–XIX веков. Восстанавливая древнюю обитель, братия стремятся сохранить ее исторический облик. Они сильны верой и желанием возродить былое величие древнего монастыря, ведь возрождение древней Адриановой обители – их вклад в Торжество Православия на всей Русской земле.

 

Как живет обитель сегодня? В ежедневных трудах и заботах. Один из насельников, инок Иона, рассказывает о жизни братии: «Богослужение мы совершаем ежедневно, каждый из насельников обязательно участвует в нём в качестве чтеца, пономаря или певчего. Наш день начинается в семь часов утра с братского молебна преподобномученику Адриану, затем прочитываются утренние молитвы и полунощница с Акафистом Иисусу Сладчайшему. Днем мы выполняем хозяйственные послушания в храме, трапезной, коровнике. Вечером вся братия собирается в храм на вечернее монашеское правило».

 

Недавно в монастыре произошло знаменательное событие – первый за долгие годы монашеский постриг, хотя внешне все выглядело вполне скромно, и даже трапеза в тот день получилась весьма будничной. В четверг пятой седмицы Великого поста трое послушников Адрианова Пошехонского монастыря приняли из рук архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла клобук, рясу и четки. Почти не было в храме прихожан (их и всегда-то немного), – лишь сотрудники Епархиального управления в священном сане да насельники обители. И все же волнение чувствовалось, и не только у новопостриженных. На плечи наместника монастыря иеромонаха Димитрия легло теперь особое попечение, – о котором специально напомнил Владыка Кирилл, – быть духовным наставником и нести все неизбежные на пути монашеского делания скорби не только самому, но и за новых иноков.

 

При постриге инокам даны были имена их новых Небесных покровителей и молитвенных заступников, – преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских, а также преподобного Иоанна Лествичника. На Светлой седмице пасхальную радость насельников Адрианова монастыря разделили прибывшие с поздравлениями братия Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря во главе с игуменом Серафимом (Симоновым). Дорогим подарком Пошехонской обители стала привезенная ими икона святителя Димитрия Ростовского с частицей его мощей.

 

Начинается лето, и в обитель приезжают первые паломники. В нынешнем году на пасхальной службе здесь были жители Пошехонья, Мышкина, ближайших деревень, специально приезжали трое молодых богомольцев из Москвы. В субботу Светлой седмицы прибыл целый автобус помощников из Рыбинска. Около тридцати прихожан Преображенского собора, Георгиевского, Иверского и Сретенского храмов Рыбинска и Покровского храма в селе Покрове приняли омовение в купели Адриановского источника. А прежде вместе с насельниками монастыря они посадили целую рощу деревьев хвойных пород на пустыре со стороны дороги.

 

А паломникам здесь всегда рады и им обязательно уделяют внимание. Все живущие в обители знают ее богатую историю и готовы рассказать о ней каждому интересующемуся.

 

При монастыре имеется помещение для паломников. По дороге Череповец – Пошехонье – Данилов ходят автобусы на Ярославль, Пошехонье рядом – в шести километрах. Проезд из Москвы: с Ярославского вокзала до Ярославля, далее с автовокзала автобусом, не доезжая шести километров до города Пошехонье, или с Белорусского вокзала до Рыбинска, далее с автовокзала автобусом до Пошехонья, а из Пошехонья – автобусом до остановки «Адрианова слобода».

 

Святой и подвижник благочестия — Преподобный Адриан Пошехонский

 

Преподобный Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале ХVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского (память 19 мая). Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию на реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю — игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника — старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери. 13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, и остановились на берегу реки Вотхи. И там ведший их старец вдруг стал невидимым. Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители — места прославления Бога — по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения. Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери. Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена. В ставленной грамоте, выданной преподобному Адриану, святитель повелел «священноинокам, диаконам, инокам и простым людям слушати его и во всем повиноваться, яко пастырю и учителю». В Москве пошехонские пустынники нашли и щедрых благотворителей, которые, видя дерзновение старцев, подали обильные пожертвования на воздвижение храма. Вернувшись в свою пустыню 31 мая 1543 года, святой игумен Адриан заложил церковь с трапезою в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству обители.

 

В монастыре был введен строгий устав преподобного Корнилия. Не имея ничего своего, довольствуясь во всем малым, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, немало времени уделялось и на чтение Священного Писания. Причем чтение это совершалось «не велегласно, ни красно, но смиренным гласом и кротким; один читает, а второй рассуждает о прочтенном», читали также и наедине. Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители. Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.

 

Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений.

 

Престольные праздники:

 

18 марта 2 декабря прпмч Адриана;

19 января (Богоявление);

28 августа (Успение);

26 сентября — день основания обители.

Адрес: 152615, Ярославская обл., г. Углич, Студенческий городок, д. 12

E-mail: info@monastyr-bogoyavlenie.ru

Настоятель — Игумения Антонина

 

Богоявленский монастырь был основан примерно на рубеже XVI-XVII веков. Первоначально находился на территории кремля, в юго-западной части, где в настоящее время располагается парк, напротив Казанской церкви. В 1609 г. монастырь был разграблен и разрушен польскими войсками, захватившими город. При этом были убиты настоятельница игуменья Анастасия «с тридесятью пятью сестрами и с двумястами честных дев и жен множеством». В 1620-х гг. монастырь был восстановлен по распоряжению великой старицы инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича).

 

В 1661 г. при постройке новых крепостных стен кремля монастырь был выведен на посад, на Ростовскую дорогу, на землю, принадлежавшую ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, где до Смутного времени, находилась церковь Святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. Так Богоявленский монастырь был размещен на современном месте.

 

История монастыря



Богоявленский монастырь основан в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля.

 

В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский.

 

В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.

 

В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная».

 

Богоявленский собор От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

 

В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей.

 

В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.

 

Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо.

 

Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры.

 

В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь.

 

Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами.

 

В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека.

 

В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым.

 

В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим.

Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В.Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого.

 

Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге.

 

В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт.

 

В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око».

 

В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным.

 

В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей.

 

Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения.

 

В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни.

 

В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. в 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви.

 

Осенним СИНОДОМ 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни.

 

Чудотворные иконы монастыря:


Федоровская икона Божией Матери Феодоровская икона Божьей Матери

Икона потерялась, когда Руси грозило страшнейшее татарское нашествие, но, как чудо, появилась вновь. Как считают православные христиане, святой Феодор Стратилат не один раз возвращал святыню верующим. Именно потому она носит его имя.

 

Святой благоверный князь Роман Угличский Святой благоверный князь Роман Угличский

Его святые нетленные мощи были обретены через 200 лет. От святых мщей истекали многочисленные чудесные исцеления. Частицы мощей находятся в многих храмах Угличского благочиния. В том числе и в нашем монастыре есть икона с частицей мощей святого князя Романа Угличского.

 

Иоанн-младенец Ванечка Чеполосов Иоанн-младенец Ванечка Чеполосов

Мощи святого были обретены при строительстве храма во имя Иоанна Предтечи. От мощей происходили чудотворения. Приходящие с верой к мощам святого Иоанна по его молитвам получают здравие, избавляются от опасностей и бед.

 

Икона Божией Матери «Недремлющее Око» Икона Божией Матери «Недремлющее Око»

Икона Богоматери «Недремлющее Око» была подарена нашей обители ещё в XIX веке и хранилась в часовне, устроенной в подклете Богоявленского собора. Однако, в годы гонений Она была утрачена и теперь в Смоленской церкви женского монастыря находится точный список с Неё.

 

Иерусалимская икона Божией Матери Иерусалимская икона Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери, была написана в Гефсимании, – она одна из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. По преданию, именно от иконы Божией Матери Иерусалимской исходил голос наставивший преподобную Марию Егепитскую на путь истинный.

 

Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских

Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, известен каждому человеку. Во многих городах устроены храмы в его память. Во многих домах находится его икона. На Руси с радостью и любовь почитают святителя Николая.

 

Святая Блаженная Матрона Московская Святая Блаженная Матрона Московская

Святая Блаженная Матрона Московская уроженица Тульской губернии – всеми известная святая 20 века. Она всегда принимала и помогала больным и нуждающимся в совете людей. Её начали почитать ещё до официального канонизации.

 

Мощи святых монастыря


Список мощей святых, хранящихся в храмах и церквях Богоявленского Женского монастыря:

 

Богоявленский собор
Фёдоровская церковь
Смоленская церковь
Молитва оптинских старцев
Общий перечень частиц мощей святых, находящихся в Богоявленском Женском монастыре города Углич:

 

81 частица Киево-Печерских святых в Дальних и Ближних пещерах


Апостола Варфоломея
Апостола Иакова Заведеева
Апостола Марка
Апостола Стефана
Благоверного царевича Димитрия
Блаженной Параскевы Дивеевской
Блаженной Пелагеи Дивеевской
Блаженной Марии Дивеевской
Блаженной Матроны, исповедницы Дивеевской
Вифлеемских младенцев
Камень от пещеры святого пророка Илии
Мученика Дамиана Аравийского бессребреника
Мученика младенца Иоанна Чеполосова
Мученика Филумена Святогорца
Мученика Флавиана Исповедника
Мученицы Сиры Девы Персидской
Праведного Симеона Верхотурского
Преподобного Акакия Афонского
Преподобного Гавриила Афонского
Мощи святых подвижников из Лавры Преподобного Герасима Иорданского III век
Преподобного Даниила Переславкого
Преподобного мученика Игнатия Афонского
Преподобного Романа Сладкопевца
Преподобного Сергия Радонежского
Преподобного Серафима Саровского
Частица гроба преподобного Серафима Саровского
Преподобной Александры Дивеевской, основательницы Серафимо-Дивеевского монастыря
Преподобной Марфы Дивеевской
Преподобной Елены Дивеевской
Преподобной Софии Суздальской
Преподобномученика Феофилата Никодимийского
Святителя Агафангела, митрополита Ярославского
Святителя Василия Великого
Святителя Димитрия Ростовского
Святителя Игнатия Брянчининова
Святителя Иоанна Златоуста
Святителя Николая Чудотворца
Святого благоверного великого князя Василия Ярославского
Святого благоверного великого князя Роман а Угличского
Святого великомученика Вонифатия
Святого великомученика Пантелеимона
Святого пророка и Крестителя Господня Иоанна
Святого мученика Меркурия
Святого мученика Николая, Японского
Святого мученика Трифона
Святого преподобного Фаддея Тверского
Святой блаженной Матроны Московского
Святой мученицы Параскевы Пятницы
Святой преподобной мученицы великой княгини Елисаветы Федоровны
Святой преподобной мученицы инокини Варвары
Святой преподобной Параскевы
Священомученика Ермолая
Туфелька святителя Спиридона Тримифунтского
Частица Мамврийского дуба
Частица покрова святой мученицы Феклы
Источник: http://www.monastyr-bogoyavlenie.ru/moschi-svyatogo.html

 

На территории Богоявленского женского монастыря находится один собор и два храма:

 

Богоявленский Собор;
Храм Фёдоровской иконы Божией Матери;
Храм Смоленской иконы Божией Матери;
Храм во имя Пресвятыя Богородицы «Достойно есть…»;
Храм Воскресения Христова.

 

 

 

Адрес: 

E-mail: 

Настоятель

Адрес: 

E-mail: 

Настоятель

Адрес: 

E-mail: 

Настоятель

Адрес: 

E-mail: 

Настоятель

Адрес: 

E-mail: 

Настоятель

Адрес: 

E-mail: 

Настоятель

 

  1. Богоявленский (Углич);
  2. Борисоглебский (Борисоглебский);
  3. Воскресенский (Углич);
  4. Казанский (Данилов);
  5. Казанский (Ярославль);
  6. Кирилло-Афанасиевский (Ярославль);
  7. Никитский (Переславль) ;
  8. Николо-Бабаевский (Некрасовское);
  9. Николо-Сольбинский (Переславский район);
  10. Николо-Улейминский (Угличский район);
  11. Никольский (Переславль);
  12. Покровский (Некоузский район);
  13. Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь (г. Ростов);
  14. Свято-Алексиевская пустынь (Переславский район);
  15. Свято-Троицкий Данилов (Переславль);
  16. Спасо-Геннадиев (Любимский район);
  17. Спасо-Яковлевский (Ростов);
  18. Свято-Введенский Толгский женский монастырь (г. Ярославль);
  19. Троице-Сергиев Варницкий (Ростовский район);
  20. Феодоровский (Переславль);
  21. Упразднённые (некоторые);
  22. Александрова пустынь (Рыбинский район);
  23. Александровский (Переславский район);
  24. Белогостицкий Георгиевский монастырь (Ростовский район);
  25. Вепрева пустынь (Ростовский район);
  26. Григорьевский затвор (Ростов);
  27. Афанасьевский (Молога);
  28. Борисоглебский Надозёрный (Переславль);
  29. Борисоглебский Песоцкий (Переславль);
  30. Горицкий (Переславль) ;
  31. Исакова пустынь (Первомайский район);
  32. Кассианов Учемский;
  33. Леушинский;
  34. Николо-Сковородский;
  35. Петропавловский (Ярославль);
  36. Паисиев Покровский;
  37. Рождественский (Ярославль);
  38. Спасо-Песоцкий (Ростов);
  39. Спасо-Преображенский (Ярославль;
  40. Сретенский Новодевичий (Переславль);
  41. Югская Дорофеева пустынь.

ИКОНА - ВИД РОСТОВСКОГО КРЕМЛЯ В ДРЕВНОСТИ

Кремль в Ростове Великом

Ростов Великий – небольшой древний город с населением более 30 тысяч человек.  Поток туристов в Ростов не прекращается круглогодично. Достопримечательности начинаются от архитектуры старинных зданий, чудесными природными явлениями, огромного культурного значения. Ростов с древней историей входит в список городов «Золотого кольца России».

 

Ростовский кремль, по размерам напоминает Московский кремль, расположенный в центральной части города, возможно главная достопримечательность Ростова Великого. Не предназначавшийся для обороны, состоящий из нескольких зданий комплекс был построен в XVII веке в качестве резиденции первых лиц местной епархии.  Ростовский кремль объединяет в себе несколько церквей, звонницу, 11 башен и другие мелкие постройки. Храмы  и музеи открыты для посещений.

 

!!!  Ростовский кремль можно увидеть в знаменитом фильмах Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», именно здесь снимались кадры царской жизни,  а звон колоколов Звонницы можно слышен в фильмах «Петр Первый», «Война и мир» и др. 

 

10 достопримечательностей Ростова Великого, которые непременно нужно увидеть, побывав в Ростове Великом:

 

  1. Богоявленский Авраамиев монастырь;
  2. Успенский собор;
  3. Борисоглебский монастырь;
  4. Троице Сергиев Варницкий монастырь;
  5. Спасо-Яковлевский монастырь;
  6. Музей финифти;
  7. Музей «Царевна-лягушка»;
  8. Дом ремесел;
  9. Городской парк;
  10. Озеро Неро;
  11. 44 Монастыря Ярославской митрополии.

ПУБЛИКАЦИИ

Авраамиев Богоявленский женский монастырь в Великом Ростове

 

По преданию Авраамиев храм был построен более 8 (восьми) веков назад, когда на Руси еще не было Москвы и люди еще не знали про Бога.

 

Монастырь был построен на месте капища идола Велеса для борьбы с идолопоклонством, одновременно для обороны города. Затем он стал центром распространения христианства и оплот монашеского образа жизни.

 

Авраамиев женский монастырь расположен в Ярославской области, северо-восточная часть России, в одном из самых древних городов — Ростове Великом.

 

С незапамятных времён в монастыре хранился жезл, по Преданию данный учеником Иисуса Христа, именем Иоанн Богослов, Авраамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Чудо силы жезла описано много раз.

Иван Грозный, собираясь в очередной поход на казанское ханство, заехал в Ростов и взял с собой жезл из монастыря, надеясь на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года он осадил Казань — столицу ханства. После продолжительной осады, упорных боёв Казань пала.

 

На основании исследований и сравнений предполагают, что Авраамиев Богоявленский собор строил Андрей Малой. 

Храм поставлен в середине монастырского двора и призван выполнять роль главного храма — собора. Это определило его конструкцию. 

 

Четырехстолпный, квадратный в плане, массивный, с тремя апсидами, а завершается мощным пятиглавием. К его трём углам примыкают два придела и шатровая колокольня — тоже стоящие на подклетах. Они соединены с собором переходами, галереей, общим крыльцом и представляют собой единую группу, лишённую симметрии, но живописную и оригинальную.

 

Монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции и долго не мог вести сколь-нибудь значительного строительства. Лишь в середине XVII века, когда архимандритом настоятелем монастыря был назначен Иона Сысоевич, построили каменную Введенскую, а позднее, в конце века, над западными воротами надвратную Никольскую церковь.

 

Под церковью Введения похоронен отец Ионы Сысоевича, сам же он похоронен в Успенском соборе.

 

Введенский храм ранее был соединен с Богоявленским крытой галереей, которую разобрали. Введенская, а в основном

 

Николькая церковь подвергалась различным переделкам и в последнее время сильно разрушилась. 

ЖИТИЕ СВЯТОГО АВРААМИЯ

Контакты

Наш адрес

15150, Россия, Ярославская область, г. Ростов, Желябовская ул., 32.

Наш телефон

+7 999 095-50-33

Наша почта

monrostov.ru@mail.ru

Shopping Cart